Восстановительный период и финансовая политика

Период восстановления денежных знаковС начала восстановительного периода финансовая политика правительств была направлена на ликвидацию тяжелых последствий войны, преодоление хозяйственной разрухи, создание социалистического уклада в народном хозяйстве.

Важную роль в этом играли государственные бюджеты, значительная часть ресурсов которых направлялась на восстановление экономики. Однако доходов бюджетов, резко сократившихся в результате хозяйственной разрухи, не хватало для покрытия растущих расходов, в силу чего народная власть была вынуждена временно покрывать их частично за счет выпуска денег. Это затрудняло упорядочение денежного обращения, ликвидацию инфляции, нормальную работу кредитных учреждений.

Рабочие партии и правительства стран принимали срочные меры для сбалансирования государственных бюджетов, с тем чтобы на основе устойчивых денег и твердого бюджета успешно осуществлять восстановление народного хозяйства, обеспечить его дальнейшее развитие и подъем.

Одновременно с задачей сбалансирования бюджетов народно-демократические власти приступили к созданию новых бюджетной и налоговой систем, призванных служить интересам социалистического строительства. Бюджет и налоги были поставлены на службу народу, а их коренная перестройка способствовала росту доходов бюджетов и упорядочению государственных финансов.

Коренная перестройка бюджетных систем после установления народно-демократического строя была начата с централизации всех ресурсов в государственном бюджете. В 1945–1946 гг. Польша и Румыния, а в 1947– 1948 гг. Чехословакия и другие народно-демократические республики прекратили составление чрезвычайных бюджетов и установили единый государственный бюджет, объединивший в себе как чрезвычайные расходы, так и все имевшие ранее место внебюджетные и сверхсметные ассигнования.

В условиях экономической разрухи и инфляции народно-демократические правительства не имели возможности составлять бюджеты даже на годичный срок. Первые бюджеты Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии утверждались на сроки, исчислявшиеся несколькими месяцами, и сводились со значительными дефицитами. Хозяйственные и финансовые успехи, укрепление строя народной демократии позволили этим странам перейти к составлению бюджетов на годичные сроки, ликвидировать бюджетные дефициты и перейти к бюджетному планированию.