Социальный сектор и планирование расходов бюджета

Социальные расходыВ условиях безраздельного господства социалистического сектора в народном хозяйстве европейских стран и развития на этой основе народнохозяйственного планирования государственные бюджеты этих стран превратились в основные финансовые планы народно-демократических государств.

Планирование расходов бюджета, их распределение и часть национального дохода, народно-демократические государства обеспечивают успешное выполнение планов развития и на их основе социалистическую реконструкцию промышленности и преобразования сельского хозяйства, образование резервов, повышение доходов населения, развитие науки и культуры, здравоохранения.

В государственных бюджетах европейских стран важное место занимают бюджеты местных органов власти. Общий объем местных бюджетов составлял в Польше в 1959 г. около 42 млрд. злотых всех расходов бюджетной системы страны, в Чехословакии – 33 млрд. крон (7 всех расходов госбюджета), в ГДР–12 млрд. марок, в Венгрии –9,4 млрд. форинтов, или 18% общего объема государственного бюджета, и т. д.

Основными доходами бюджетов являются доходы от промышленных, коммунальных и других предприятий местного подчинения, местные налоги и сборы, а также дотации, играющие крупную роль в балансировании их бюджетов. Планирование расходов бюджета позволяет эффективно справляться с задачами государства.

Основными расходами бюджетов являются социально-культурные мероприятия, расходы на строительство. Незначительное место занимают расходы на содержание местных органов власти.

В результате передачи местным органам власти из общегосударственного подчинения значительного числа промышленных, торговых и других организаций, всех предприятий местной промышленности и торговли, зрелищных и большинства коммунальных а также ряда сельскохозяйственных предприятий значительно выросли доходы местных бюджетов. Так, доходы местных бюджетов Польши от народного хозяйства с 1,8 млрд. злотых в 1955 г. выросли до 5,8 млрд. злотых в 1959 г., т. е. более чем в 3 раза, -в Болгарии –соответственно с 255 млн. левов до 5 млрд. левов и т. д.

Реорганизация управления народным хозяйством привели не только к росту объема местных бюджетов, но и к существенным изменениям в составе их доходов и расходов. Резко возрос удельный вес собственных поступлений (в Румынии были полностью переданы поступления по налогу на зрелища, подоходному налогу с кооперации и т. д., в ГДР поземельный налог и налог со зрелищ и развлечений и т. д.), возросли ассигнования на народное хозяйство. Одновременно значительно сократились управленческие расходы.