Налоги на роскошь и имущество

Роскошь и денежные знакиВ Чехословакии одним из первых налоговых актов нового правительства было установление высоких налогов на прирост ценности имущества и на само имущество.

Одновременно в европейских странах народной демократии было резко сокращено налоговое обложение трудящихся путем установления высокого необлагаемого минимума по подоходному налогу и налогу на зарплату и введения налоговых льгот для многодетных семей и инвалидов. Введенные в годы войны налоговые надбавки к основным налогам были ликвидированы. Наряду с повышением ставок акцизов на предметы роскоши в ряде этих стран были понижены ставки обложения на предметы массового потребления. Тем самым тяжесть налогов была перенесена на буржуазию.

Характерной чертой налоговых систем европейских стран народной демократии, особенно в первые годы их существования, являлась множественность налогов.

Большое количество различных видов платежей (в ряде стран число их доходило до 50–70), из которых многие, установленные еще при старом режиме, носили архаические формы, затрудняло проведение эффективной финансовой политики, тормозило развитие народного хозяйства. В связи с этим возникла необходимость унификации налогов, ликвидации их множественности, упрощения платежей.

Крупные изменения претерпел подоходный налог, который по своему социально-экономическому значению, как орудие финансовой, а тем самым и экономической политики, в тот время являлся важной частью налоговой системы. В основу подоходного налога был заложен принцип прогрессии с высоким необлагаемым минимумом, в результате чего полностью освобождались от обложения мелкие доходы.

Важное значение имела реорганизация сельскохозяйственного налога. Бедняцкие хозяйства были освобождены от обложения, а на наиболее зажиточную часть крестьянства, была переложена решающая доля этого налога. В Чехословакии, например, от обложения сельскохозяйственным налогом было освобождено около 65% всех крестьян; в Венгрии обложению не подлежали свыше миллиона крестьян с ежегодным доходом менее 12000 форинтов. В Румынии 35% крестьянских хозяйств освобождены от уплаты сельскохозяйственного налога. В то же время в результате высокого обложения крупных хозяйств сельскохозяйственный налог. Предусматривая значительные льготы для различных форм сельской производственной кооперации, он способствовал социалистическому преобразованию деревни.