Государственные финансы и контроль

Финансы и государственный контрольГосударственные финансы стран Центральной и Юго-Восточной Европы до установления в них народно-демократического строя находились на службе господствующих классов, помещиков – и являлись орудием дополнительной эксплуатации широких масс трудящихся. Их содержание и назначение определялись функциями  государства.

Расходы государственных бюджетов этих стран на милитаризм и на содержание буржуазного аппарата угнетения  составляли свыше 2 государственных бюджетов, а расходы, связанные с удовлетворением потребностей широких масс трудящихся, составляли незначительную долю. Подавляющая часть бюджетных расходов производилась в интересах своих и иностранных монополий, наживавшихся на огромных военных заказах и поставках, и  крупных платежах процентов по внутренним и внешним займам на бюджетных субсидиях капиталистам и помещикам.

Например, в бюджете  Польши только прямые военные расходы составляли в 1935/36 г. 761,7 млн. злотых из общей суммы расходов в 2168,4 млн. злотых, или 35,1%; с учетом же расходов по государственному долгу, связанному в основном с гонкой вооружений и расходов на выплату военных пенсий, военные расходы составляли 1066,9 млн. злотых, или около половины всего бюджета, не включая при этом расходов военного характера, скрытых в гражданских статьях бюджета.

Содержание полиции, тюрем, судов, жандармерии и высших государственных органов  Польши потребовало в том же году около 300 млн. злотых, или 14,0% общего итога расходов. Таким образом, около 2 всех бюджетных расходов  правительство Польши использовало на милитаризм и содержание органов угнетения и насилия.

Расходы на просвещение в бюджете  Польши (311,5 млн. злотых в 1935/36 г.) показывались по Министерству просвещения и культов, т. е. в значительной мере представляли расходы на «идеологическую обработку» подрастающего поколения через школы и католическую церковь. Министерство народного просвещения царской России В. И. Ленин назвал «Министерством народного затемнения». Эта характеристика может быть целиком отнесена и к Министерству просвещения и культов Польши.

Что касается расходов польского бюджета на социальное страхование, то они составляли в 1935–1936 гг. всего лишь около 7% общего итога бюджета (152,6 млн. злотых). Совершенно ничтожными были пособия по безработице (1928/29 г. – 25 млн. злотых, или менее 1%, 1932/33 г. – 72 млн. злотых, или около 3,5%, 1935/36 г. –17 млн. злотых, или около 0,8% общего итога расходов).